Методические рекомендации по выполнению курсовой работы
Содержание
3. Организация разработки тематики
7. Поиск информации и отбор материала
8. Составление и оформление списка использованной литературы
Пояснительная записка
Методические рекомендации составлены на основе нормативных документов, методических и учебных пособий, дают возможность организовать написание курсовой работы (проекта) в соответствии с современными требованиями образовательных стандартов. Примеры и образцы способствуют единообразному оформлению курсовых работ (проектов) во всех территориальных подразделениях колледжа.
Методические рекомендации включают 10 разделов:
– общие положения;
– цели и сроки выполнения курсовой работы (проекта);
– организация разработки тематики курсовых работ (проектов);
– структура и содержание курсовой работы ( проекта);
– хранение курсовых работ (проектов);
– поиск информации и отбор материалов;
– составление и оформление списка использованной литературы;
– составление библиографического описания;
– оформление курсовой работы (проекта);
приложения:
- план-график выполнения курсовой работы (проекта);
- образец письменного отзыва;
- образец титульного листа;
- образец списка используемой литературы;
- наиболее часто употребляемые сокращения слов и словосочетаний в библиографическом описании документов.
Перестройка образовательных программ требует специальной подготовки преподавателей к управлению исследовательской деятельностью студентов. Задача педагога объяснить, что развитие исследовательской культуры в рамках профессионального образования направлено на освоение не суммы готовых знаний, а методов освоения новых знаний в условиях стремительного увеличения количества информации и новых профессиональных областей, инструментов и технологий собственной деятельности.
Цель методических рекомендаций помочь эффективно освоить технологию подготовки, оформления и защиты курсовых работ (проектов), сформировать у студента основные исследовательские умения, совершенствовать культуру учебного труда. Повышение качества образования невозможно без приобщения к научно-исследовательской и поисковой деятельности, развития интеллектуальных и творческих способностей, причём индивидуально у каждого студента.
1. Общие положения
Курсовая работа (проект) по дисциплине является одним из основных видов учебных занятий и формой контроля учебной работы студентов.
Выполнение студентом курсовой работы (проекта) осуществляется на заключительном этапе изучения учебной дисциплины или после раздела курса, в ходе которых осуществляется обучение применению полученных знаний и умений при решении комплексных задач, связанных со сферой профессиональной деятельности будущих специалистов.
2. Цели и сроки выполнения
Выполнение студентом курсовой работы (проекта) по дисциплине проводится с целью:
· систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений по общепрофессиональным и специальным дисциплинам;
· углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой;
· формирования умений применять теоретические знания при решении поставленных вопросов;
· формирования умений использовать справочную, нормативную и правовую документацию;
· развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
· подготовки к итоговой Государственной аттестации.
Курсовая работа по дисциплине выполняется в сроки, определенные рабочим учебным планом по специальности.
3. Организация разработки тематики
3.1. Тематика курсовых работ (проектов) разрабатывается преподавателями колледжа, рассматривается и принимается соответствующими предметными цикловыми комиссиями, утверждается заместителем директора по учебной работе.
3.2. Темы курсовых работ (проектов) должны соответствовать рекомендуемой примерной тематике курсовых работ в рабочих программах учебных дисциплин.
Тема курсовой работы (проекта) может быть предложена студентом при условии обоснования им ее целесообразности.
В отдельных случаях допускается выполнение курсовой работы по одной теме группой студентов.
3.3. Тема курсовой работы может быть связана с программой производственной (профессиональной) практики студента, курсовая работа (проект) может стать составной частью (разделом, главой) выпускной квалифицированной работой.
4. Структура и содержание
По содержанию курсовая работа может носить реферативный, практический или опытно-экспериментальный характер. По объему курсовая работа должна быть не менее 15-20 страниц печатного текста или 20-25 страниц рукописного текста.
4.1. По структуре курсовая работа реферативного характера состоит из:
- введения, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируется цель работы;
- теоретической части, в которой даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике, посредством сравнительного анализа литературы;
- заключения, в которых содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы;
- списка используемой литературы;
- приложения.
4.2. По структуре курсовая работа практического характера состоит из:
- введения, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулировки цели и задачи работы;
- основной части, которая состоит из двух разделов:
- в первом разделе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы;
- вторым разделом является практическая часть, которая представлена расчетами, графиками, таблицами, схемами, рисунками, эскизами и т. п.
- заключительной, в которой содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы;
- списка использованной литературы;
- приложения.
4.3. По структуре курсовая работа опытно-экспериментального характера состоит из:
- введения, в котором раскрывается актуальность и значение темы, определяются цели и задачи эксперимента;
- основной части, которая обычно состоит из двух разделов:
- в первом разделе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы, дана история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике;
- второй раздел представлен практической частью, в которой содержатся план проведения эксперимента, характеристики методов экспериментальной работы, обоснование выбранного метода, основные этапы эксперимента, обработка и анализ результатов опытно-экспериментальной работы;
- заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации о возможности применения полученных результатов;
- списка использованной литературы;
- приложения.
По содержанию курсовой проект может носить конструкторский или технологический характер. По структуре курсовой проект состоит из пояснительной записки и практической части.
Пояснительная записка курсового проекта конструкторского характера включает в себя:
- введение, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируется цель;
- расчетную часть, содержащую расчеты по профилю специальности;
- описательную часть, в которой приводится описание конструкции и принцип работы спроектированного изделия, выбор материалов, технологические особенности его изготовления;
- организационно-экономическую часть;
- заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы;
Пояснительная записка курсового проекта технологического характера включает в себя:
- введение, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируется цель;
- описание узла или детали, на которую разрабатывается технологический процесс;
- описание спроектированной оснастки, приспособлений и т.п.;
- организационно-экономическую часть;
- заключение, и котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов проекта;
- список используемой литературы;
- приложения.
Практическая часть курсового проекта как конструкторского, так и технологического характера может быть представлена чертежами, схемами, графиками, диаграммами, картинами, сценариями и другими изделиями или продуктами творческой деятельности в соответствии с выбранной темой.
Объём пояснительной записки курсового проекта должен быть не менее 5 страниц печатного текста, объём графической части — 1,5-2 листа.
Студент разрабатывает и оформляет курсовую работу (проект) в соответствии с требованиями ЕСТД (единой системой технологической документации) и ЕСКД (единой системой конструкторской документации).
5. Организация выполнения
5.1. Общее руководство и контроль за ходом выполнения курсовой работы осуществляет преподаватель соответствующей дисциплины.
5.2. На время выполнения курсовой работы (проекта) составляется расписание консультаций, утверждаемое зам. директора по учебной работе и руководителем подразделения. Консультации проводятся за счет объема времени, отведенного в рабочем учебном плане на консультации.
В ходе консультаций преподавателем разъясняются назначение и задачи, структура и объем, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей курсовой работы (проекта), даются ответы на вопросы студентов.
5.3. Основными функциями руководителя курсовой работы (проекта) являются:
- консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения курсовой работы (проекта);
- оказание помощи студенту в подборе необходимой литературы;
- контроль хода выполнения курсовой работы (проекта);
- подготовка письменного отзыва на курсовую работу (проект).
5.4. По завершении студентом курсовой работы (проекта) руководитель проверяет, подписывает ее и вместе с письменным отзывом передает студенту для ознакомления.
5.5. Письменный отзыв должен включать:
- заключение о соответствии курсовой работы заявленной теме;
- оценку качества выполнения курсовой работы (проекта);
- оценку полноты разработки поставленных вопросов, теоретической и практической значимости курсовой работы (проекта);
- оценку курсовой работы (проекта).
Проверку, составление письменного отзыва и прием курсовой работы (проекта) осуществляет руководитель курсовой работы (проекта) вне расписания учебных занятий. На выполнение этой работы отводится один час на каждую курсовую работу. Курсовая работа оценивается по пятибалльной системе.
Положительная оценка по той дисциплине, по которой предусматривается курсовая работа (проекта), выставляется только при условии успешной сдачи курсовой работы на оценку не ниже «удовлетворительно».
5.6. Студентам, получившим неудовлетворительную оценку по курсовой работе (проекту), предоставляется право выбора новой темы курсовой работы, или, по решению преподавателя, доработка прежней темы, и определяется новый срок для ее выполнения.
При необходимости руководитель курсовой работы по дисциплине может предусмотреть защиту курсовой работы. Защита курсового проекта является обязательной и проводится за счет объема времени, предусмотренного на изучение дисциплины.
6. Хранение
Выполненные студентами курсовые работы (проекты) хранятся 1 год в кабинетах соответствующих дисциплин в течение одного года после окончания студентом колледжа. По истечении указанного срока все курсовые работы (проекты), не представляющие для кабинета интереса, списываются по акту. Акт составляет преподаватель, руководивший написанием курсовой работы (проекта).
Лучшие курсовые работы (проекты), представляющие учебно-методическую ценность, могут быть использованы в качестве учебных пособий.
7. Поиск информации и отбор материала
Курсовая работа (проект) связана с поиском информации. Приступая к поиску необходимых материалов для написания курсовой, нужно четко представлять, какие материалы необходимы для ее выполнения и где их можно найти, услугами каких организаций можно воспользоваться, какой иллюстративный материал необходим для того, чтобы работа была более содержательной и убедительной.
Только глубокое изучение документальных источников по теме позволит получить информацию о современном состоянии изучаемой проблемы, что придаст большую значимость работе. Работая с документами, необходимо помнить, что самая оперативная и «свежая» информация может быть получена из журналов и газет, информационных материалов и статистических сборников и др.
Для сбора информации по теме работы необходимо обратиться к услугам библиотек. Именно здесь на помощь студенту приходит справочно-поисковый аппарат, главную часть которого составляют каталоги и картотеки.
Каталог — это перечень документальных источников информации (книг), имеющихся в фондах библиотеки. На каждой карточке каталога записаны следующие сведения об одной книге: автор (фамилия, инициалы), заглавие, выходные данные (место издания, издательство, год издания), количество страниц, шифр.
Шифр обозначает место книги на полке и помещается в верхнем левом углу каталожной карточки.
В библиотеках обычно создается два вида каталогов, один из которых — алфавитный, а другой, группирующий литературу по содержанию, — систематический.
Для того, чтобы правильно пользоваться каталогами, совершенно необходимо знать общие принципы их построения, так как составленные внешне одинаково, они тем не менее имеют свои особенности.
Алфавитный каталог. По нему можно установить, какие произведения того или иного автора имеются в библиотеке, наличие в ней определенной книги, автор или название которой известны. Карточки алфавитного каталога расставлены по первому слову библиографического описания книги: по фамилии автора или названию книги, не имеющей автора. Если первые слова совпадают, карточки расставляются по второму слову, при совпадении вторых слов — по третьему и т. д. Карточки авторов-однофамильцев расставляются по алфавиту их инициалов. На разделителях алфавитного каталога указываются буквы алфавита, фамилии наиболее известных авторов и наименования учреждений.
В этом каталоге дается лишь формальный перечень имеющихся в библиотеке книг.
Следовательно, если студенту точно известны названия нужных книг, фамилии их авторов, необходимо воспользоваться именно алфавитным каталогом.
Систематический каталог. Карточки в нем группируются в логическом порядке по отдельным отраслям знаний. Систематический каталог раскрывает библиотечный фонд по содержанию, разделы его связаны между собой логической последовательностью, и более дробное их деление направлено от общих вопросов к частным, более узким, конкретным. От алфавитного каталога систематический каталог отличается тем, что в каждом из его разделов отражается литература по вопросам одной отрасли. На разделителях систематического каталога указывается цифровое или буквенно-цифровое (индекс) обозначение отдела (отрасли) и название отдела (отрасли).
Следовательно, если студенту необходимо выяснить, какие книги по конкретному вопросу (теме) имеются в данной библиотеке, нужно обратиться к систематическому каталогу.
Для удобства пользования систематическим каталогом к нему ведется алфавитно-предметный указатель (АПУ). Он представляет собой перечень предметов, названий, определений с указанием индексов соответствующих разделов систематического каталога. Каждое слово алфавитно-предметного указателя заносится на отдельную карточку, которые расставляются в алфавитном порядке в специально выделенных ящиках систематического каталога (это, как правило, первые ящики систематического каталога). Алфавитно-предметный указатель является своего рода «ключом» к систематическому каталогу, так как он подсказывает, где, в каком разделе и под каким индексом следует искать нужную книгу.
Традиционные библиотеки по-прежнему остаются главными источником информации. В работе с информацией фактической, новостной, статистической, компьютер может оказаться серьезным подспорьем. Сегодня есть два основных информационных ресурса, доступных с помощью ПК:
- мультимедийные электронные энциклопедии на компакт-дисках CD и DVD;
- ресурсы Интернет.
В связи с активным внедрением компьютерных технологий в библиотечные процессы в библиотеках создают электронные каталоги (ЭК).
Электронный каталог представляет собой машиночитаемый библиотечный каталог, работающий в реальном режиме времени. ЭК раскрывает состав и содержание библиотечного фонда печатных, аудиовизуальных, электронных документов и служит для обеспечения свободного доступа к информационным ресурсам библиотеки и реализации многоаспектного информационного поиска.
Современные студенты, хорошо владеющие компьютерами и имеющие персональные компьютеры, используют в поиске материала для написания курсовых работ Интернет. На электронных носителях достаточно много всевозможных заготовок для студентов.
Для успешного поиска действительно полезной информации следует пользоваться сайтами специальных образовательных систем. Пользоваться этими сайтами нужно правильно: просматривая этот материал, необходимо уметь подмечать слабые и сильные стороны, пробовать перерабатывать чужой текст.
Следует отметить, что в каталогах студент может найти только информацию о книгах, тогда как ему для написания курсовой работы необходим также материал, напечатанный в журналах, информационных изданиях и различного рода сборниках. Для этого в библиотеках организуются библиографические картотеки, где помещаются описания журнальных и газетных статей, материалов из сборников и продолжающихся изданий. Любая библиографическая картотека представляет собой подборку каталожных карточек, расположенных по определенному признаку. Студенты активно работают с систематической картотекой статей, которая включает карточки на статьи из газет и профессиональных журналов, получаемых библиотекой, статьи из сборников, отражающих важнейшие проблемы науки, современной полиграфии. Материал группируется по разделам, по отраслям знаний, т. е. в полном соответствии с систематическим каталогом. Эта картотека имеет общий с систематическим каталогом алфавитно-предметный указатель (ключ).
Ключом к поиску служат библиографические указатели — перечни документов, составленные по тому или иному принципу. Кроме библиографических указателей, которые выпускаются в виде отдельных изданий, библиография имеется в том или ином виде в книгах или статьях. Специальные учреждения централизовано производят обработку научных документов отечественных и мировых источников информации, обобщают и систематизируют их. В результате этой обработки подготавливаются различные формы информационных изданий.
Реферативные журналы (РЖ) — основное информационное издание, содержащее преимущественно рефераты, иногда аннотации и библиографические описания литературы, представляющей наибольший интерес для науки и практики.
Бюллетени сигнальной информации (БСИ) включают в себя библиографические описания литературы, выходящей по определенным отраслям знаний. Основная их задача — оперативное информирование о всех научных и технических новинках.
Экспресс-информация (ЭИ) — информационные издания, содержащие расширенные рефераты статей, описание изобретений и других публикаций.
Аналитические обзоры (АО) — информационные издания, дающие представление о состоянии и тенденциях развития определенной области (раздела, проблемы) науки или техники.
При написании курсовой работы (проекта) для выяснения и уточнения различных вопросов, фактов, понятий, терминов студентом широко используется справочная литература, которая является составной частью справочно-поискового аппарата любой библиотеки.
К справочным изданиям относятся различные энциклопедии, словари, справочники, статистические сборники и т. д.
Энциклопедии — научные справочные пособия по всем или отдельным отраслям знания в форме словаря (универсальные и отраслевые). Структура энциклопедий может быть систематической, т. е. располагающей материал по отраслям знания, и алфавитной, в которой материалы расположены в алфавите названий предметов. Чаще всего статьи (слова) в энциклопедиях располагаются в алфавитном порядке.
Словари — собрание слов, расположенных в определенном порядке, преимущественно алфавитном, с пояснениями или переводом на другой язык. По подбору слов и характеру их объяснения основными являются два типа словарей: энциклопедические и языковые.
Энциклопедические словари содержат определения понятий и терминов по самым различным отраслям знаний. Они могут быть универсальными или тематическими, содержащими сведения по определенной отрасли знания.
Справочниками называют книги, в которых собраны необходимые сведения по определенным вопросам. Справочники содержат материалы в сжатом, концентрированном изложении.
Материал располагается в порядке, облегчающем быстрое нахождение необходимых сведений: в алфавитном, систематическом (по отраслям знаний), хронологическом и т. д.
К справочной литературе относятся и статистические сборники, которые содержат различного рода цифровые показатели о состоянии экономики, ее отраслей, техники, науки, культуры за определенный период.
Умение работать с книгой — это умение правильно ценить произведение, быстро разобраться в его структуре, взять и зафиксировать в удобной форме все, что в нем оказалось ценным и нужным.
Одной из особенностей чтения специальной литературы является то, что оно протекает в определенной последовательности: сначала — предварительное ознакомление с книгой, т. е. беглый просмотр содержания; затем — ее тщательная проработка произведения в целом или отдельных его частей. Обязательно понять его, осмыслить.
Чтение научной и специальной литературы, как правило, должно сопровождаться ведением записей, составлением тезисов, выписыванием цитат, иллюстративного статистического материала.
8. Составление и оформление списка использованной литературы
Список литературы является необходимой структурной частью любой, курсовой работы (проекта). Он включает литературу, используемую при подготовке текста: цитируемую, упоминаемую, а также имеющую непосредственное отношение к теме курсовой работы (проекта). Качество списка зависит от тщательности и полноты сбора публикаций, а также от отсутствия случайных, малозначимых источников, не относящихся к теме курсовой работы (проекта). Большое значение имеет правильное библиографическое описание документов и рациональный порядок расположения их в списке (см. приложение №4).
Наиболее часто используется алфавитный принцип расположения источников, при котором записи размещают по алфавиту фамилий авторов (фамилии соавторов во внимание не принимаются) или заглавий документов. Работы авторов-однофамильцев ставятся в алфавите их инициалов, работы одного автора — в алфавите заглавий книг и статей.
Предметно-тематический принцип организации применяется в том случае, когда массив библиографических описаний источников разбивается на несколько предметно-тематических разделов, каждый из которых имеет свой заголовок. Внутри раздела, материал располагается, как правило, в алфавитном порядке.
При логическом принципе рубрики располагаются в логической последовательности, которая отражает структуру работы, и тогда источники размещаются в зависимости от содержания (от простого к сложному или от общего к частному). Внутри рубрик соблюдается алфавитный порядок записей.
Персональный принцип подразумевает размещение сведений о каком-то лице, а список литературы подразделяется на два раздела: произведения автора и литература о его жизни и творчестве. Внутри разделов часто применяется хронологический принцип.
Группировка по видам документов — это выделение в особые разделы списка источников, имеющих яркую специфику и требующих иных правил библиографического описания: стандартов, патентов, аудиовизуальных материалов, библиографических пособий, и т. д.
Независимо от выбранного способа группировки в начало списка использованной литературы, как правило, помещают официальные документы (законы, постановления, указы и т. д.). Кроме того, в списке могут быть выделены разделы: «Библиографическая и справочная литература», «Архивные материалы» и т. д. После определения места источника в списке в соответствии с выбранным принципом расположения каждое библиографическое описание нумеруется. При его упоминании или цитировании в тексте приводятся номер и страница в квадратных скобках, например: [25, с. 61]; [12, с. 5–6].